Нефтяная «пятерка»

Впервые в Казахстане появилось топливо из Белоруссии. Пока в рамках пилотного проекта бензин, соответствующий стандартам Евро-5, реализуют только в двух городах страны Астане и Алматы. Но, как показал опыт южной столицы, спрос на этот продукт вторичной переработки в стране превосходит все ожидания.

Вчера на автозаправочной станции №14 Гелиос» города Астаны было особенно солнечно. Свой вклад внесли не только первый календарный день весны, но и новость, касающаяся всех автовладельцев. Особенно тех, чьи автомобили произведены после 2008 года — именно в это время в Европе приняли стандарт Евро-5. А потому именно на эти авто в основном рассчитан новый продукт компании. Столичным водителям предоставили возможность заправляться бензином Premium 95 Euro 5 с октановым числом 95, изготовленным на ведущем нефтеперерабатывающем заводе Беларуси — Мозырском НПЗ.

«Многие клиенты спрашивают качественное топливо. И учитывая, что более десяти процентов автомашин в Казахстане рассчитаны на бензин Евро-95, компания приняла решение ввести этот вид топлива», — сообщил в ходе презентации директор столичного филиала ТОО Телиос» Бауржан Култаев.

«Premium 95 Euro 5 в Астане будут реализовывать пока на одной АЗС, АЗС №14 (расположенной в районе 13-й магистрали. — «НП»). В Алматы проект запущен 23 декабря прошлого года, и топливо реализуют уже на пяти АЗС, хотя первоначально запустили на двух. Спрос оказался высоким», — отметила, отвечая на вопросы журналистов, начальник отдела рекламы ТОО Телиос» Анна Шибанова.

Учитывая, что на протяжении последних четырех лет на рынке страны периодически наблюдается дефицит топлива, компания решила восполнить его на свободном рынке. Согласно плана модернизации казахстанских НПЗ, реконструкция заводов завершится только к 2015 году, если эти сроки не отодвинут. Их конечным итогом станет выпуск бензина стандарта Евро-3.

В соседней России многие нефтеперерабатывающие заводы перешли на стандарты Евро-3 и Евро-4, некоторые из них уже производят модернизацию и готовятся к выпуску Евро-5. «Мы пошли на несколько шагов вперед и сразу приобрели бензин стандарта Евро-5», — добавила Анна Шибанова.

Белорусское топливо самого высокого качества сегодня экспортируется в 60 стран Европы. Стоимость этого вида бензина на «пистолете» составляет 295 тенге за литр и соответствует цене данного вида топлива в Европе — 1,5 евро.

«Закупочная цена довольно высокая, сюда включаются и расходы на транспорт, и на хранение. Мы выстроили систему жесткого контроля качества и закупили высокотехнологичное оборудование», — проинформировала глава рекламного отдела компании.

Как известно, сегодня Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) установило порог предельных цен на социально значимые виды нефтепродуктов. К ним относятся три вида топлива: АИ 80, АИ 92 и дизельное топливо. «Если бы 95-й бензин тоже подлежал регулированию со стороны АРЕМ, то мы не смогли бы реализовать этот проект», — отметила Анна Шибанова.

«Главное отличие этого бензина — это экологические требования, которым он соответствует. То есть это минимальное содержание количества серы, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, склонность топлива к нагарообразованию и токсичности выхлопных отработанных газов автомобиля. Топливо уровня Евро-5 снижает износ деталей цилиндров поршневой группы двигателя и снижает токсичность выхлопных отработанных газов», — добавила в свою очередь заведующая центральной лабораторией контроля качества ТОО «Гелиос» Ольга Колимар.

«Еще одним из важнейших показателей этого топлива является испаряемость, то есть равномерное распределение горения горючей смеси в камере сгорания цилиндров. Эти характеристики влияют на пусковые свойства топлива и приемистость двигателя, то есть мощностные характеристики двигателя. Как я говорила, экологические требования и экологические показатели — это минимальное содержание серы, ароматических углеводородов. То есть оно соответствует всем экологическим требованиям уровня экологического класса Евро-5. Также в состав данного топлива не входят запрещенные октановоповышающие добавки на основе железа, свинца, марганца и ароматических аминов, что позволяет сохранить катализаторные системы нейтрализации автомобиля», — резюмировала она.

Новое поколение (Алматы), № 26 (824)
Ботагоз Омар
02.03.12 г.